Думаю, любой здравомыслящий человек согласиться с тем, что история – наука неточная. И если это утверждение верно для истории человеческой цивилизации, то тем более это верно для истории существ, сопровождающих человека во все времена становления и развития этой самой цивилизации – собак. Ведь породистая собака лишь отчасти является творением Божьим (или продуктом эволюции – кому что больше нравится), в большей же своей части любая собака, любая порода – продукт человеческого творчества. А к собственному творчеству человек, как известно, относится очень ревниво. Именно поэтому, изучая историю происхождения пород, мы чаще всего мы имеем дело с нагромождением мифов и легенд, видоизменяющихся со временем в зависимости от отношения к событию пересказчика. И чем старше порода, тем больше разнообразных (а порой и противоречивых) легенд о ней можно встретить в различных письменных источниках. Чем глубже мы копаем, тем яснее ощущаем непреодолимость временной завесы. И чем полнее картина, тем она субъективнее.
В такой ситуации неплохо бы договориться о возможных точках отсчета. Но ведь даже в случае пород, созданных сравнительно недавно, это бывает достаточно сложно сделать. Кто создал добермана? Ну, это все знают - ответ на этот вопрос заложен в самом названии породы. А может быть все-таки Отто Геллер, создавший первый клуб породы и посвятивший свою жизнь именно становлению породы как породы? Попробуем же рассмотреть историю грейхаунда, используя различные точки отсчета.
Точка первая. Упоминание в письменных источниках.
Довольно сложно понять, в каких случаях упоминался именно грейхаунд, а в каких просто охотничьи собаки. Это касается в первую очередь «Закона о лесах», запрещавшего охоту любым представителям низшего сословия, нахождение в королевских лесах здоровых собак, которых можно использовать на охоте, а также содержание простолюдинами охотничьих собак. Поскольку в большинстве своем первоисточники нам недоступны, утверждать, использовался ли уже в первом Законе (1014г) термин «грейхаунд», мы не можем.
Но вот в 1350г в «Кентерберийских рассказах» Чосер (Chaucer) пишет:
Grehoundes he hadde as swifte as fowel in flight
Of prikyng and of hunting for the hare
Was al his lust for no cost wolde he spare.
«Грейхаундов он имел быстрых, как птица в полете.
В охоте за зайцем вся его страсть, и нет им цены».
Заметим, что Чосер уже использует термин “грейхаунд». Происхождение названия породы остается туманным. Есть множество версий – серая борзая, греческая борзая и т.д. Однако мне кажется наиболее правдоподобной следующая: грейхаунд – собака для охоты на серую дичь, т.е. зайца. Действительно, ведь wolfhound – собака для охоты на волка, deerhound – собака для охоты на оленя, foxhound – собака для охоты на лису и т.д. Т.е. первая часть слова чаще всего являет собой не характеристику самой собаки, а название или характеристику дичи, на которую она охотится.
Уже через пару десятилетий после
«Кентерберийских рассказов», в 70-е годы того же столетия, Эдмунд де Ланглей, сын короля Эдварда III, в своей книге «Mayster of Game» (Ловчий?), дает первое описание грейхаунда.
The Greihound should have a long hede and somedele grete, ymaked in the manner of a luce; a good large mouth and good sessours, the one again the other, so that the nether jaws passe not them above, ne that thei above passe not him neither.
The neck should be grete and long, and bowed as a swanne's neck.
Her shuldres as a roebuck; the for leggs streght and gret ynow, and nought to hind legges; the feet straught and round as a catte, and great cleas; the boones and the joynetes of the cheyne grete and hard as the chyne of an hert; the thighs great and squarred as an hare; the houghs steight, and not crompyng as of an oxe.
A catte's tayle, making a ring at eend, but not to hie.
Of all manere of Greihondes there byn both good and evel; Natheless the best hewe is rede falow, with a black moselle
«Грейхаунду надлежит иметь длинную голову, притом довольно крепкую, сделанную на манер щучьей; изрядно большую пасть и мощные, как лезвия ножниц, одна супротив другой, смыкающиеся челюсти, так что между ними не должно быть зазора.
Шее надлежит быть мощной и длинной, изогнутой наподобии лебединой. Плечи как у косули; передние ноги стройные и достаточно крепкие, схожие с ланью; лапы ровные и округлые, как у кошки, с мощными когтями; кости и сочленения хребта мощные и твердые, как у оленя; ляжки мощные и квадратные, как у зайца; пазанки прямые и ничем не стеснены, как у быка.
Хвост кошачий, к концу выгибается кольцом, но не прячется.
Среди множества разных грейхаундов есть и добрые, и дурные; однако наилучшая масть - золотисто-красная, с черной маской.»
Примерно через столетие, в 1486г, леди Джулиана Бернес (Juliana Berners) в своей Книге Св. Альбана дает, пожалуй, самое известное и поэтическое описание грейхаунда:
A Greyhound shold be heeded lyke a snake
And neckyd lyke a drake,
Backed lyke a beam,
Syded lyke a bream,
Footed lyke a catte,
Taylld lyke a ratte.
«Грейхаунд должен иметь голову как у змеи,
А шею как у дракона,
Спину коромыслом,
Бока как у леща,
Лапы как у кошки,
Хвост как у крысы.»
Описание более подходящее для бестиария, чем для атласа пород собак. Времена были такие... Неудивительно, что именно живший в том же веке король Генрих VII (1457-1509), первый из династии Тюдоров, ввел грейхаунда в королевский бестиарий. На мой взгляд, современным любителям породы для правильного понимания ее сути не стоит оставлять без внимания сей факт и данное описание.
Точка вторая. Материальные подтверждения существования породы в скульптуре и живописи.
Пожалуй, ни одна порода собак так часто не встречается в работах скульпторов и живописцев, начиная со Средних Веков, как грейхаунд. Что свидетельствует о существовании породы в том виде, в котором мы можем наблюдать ее и сегодня, а также о том, что принадлежали
грейхаунды людям знатным, праздным и обеспеченным. Конечно, не все эти полотна были созданы в Англии и английскими художниками, но собаки на некоторых из них очень узнаваемы, и не только экстерьером, но и пластикой. Так и кажется, что моделями служили вполне современные грейхаунды. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что знатные семьи Европы постоянно перемешивались, заключая династические браки. Куда там современной глобализации!
Кроме собственно живописных полотен изображения грейхаунда можно встретить и в английской геральдике. Особенно любили его представитель династии Тюдоров. Тот самый, включенный в бестиарий, белый грейхаунд Генриха VII, вместе с красным драконом держит щит королевского герба.
Точка третья. Официоз.
Первые правила полевых состязаний грейхаундов были созданы в XVI веке герцогом Норфолкским по приказу королевы Елизаветы I. Очевидно, что сами по себе соревнования существовали и до этого, а правила лишь упорядочили их.
Первый публичный курсинг-клуб был создан в 1776 году графом Орфордом. До этого соревнования носили приватный характер, создание же клуба сделало их достоянием широкой общественности. Сам по себе лорд был фигурой весьма одиозной. Именно ему приписывают кроссы грейхаунда с бульдогом. Российскому читателю, возможно, будет интересно узнать, что некоторым экспонатам Эрмитажа мы обязаны именно лорду Орфорду. Ради своей страсти к грейхаундам он продал доставшуюся ему в наследство коллекцию картин Екатерине Великой.
Вскоре появились и другие клубы, а в 1836 году в альткарским клубом были впервые проведены соревнования, ставшие известными как Кубок Ватерлоо, просуществовавшие до новейших времен.
При столь стремительном росте популярности этого вида спорта и увеличении числа клубов, возникла необходимость в создании центрального органа, контролирующего их деятельность. В 1858г был создан Национальный Курсинг Клуб (NCC). Он издал свод правил, базировавшихся на законах герцога Норфолкского и включавший в себя правила проведения испытаний, устав Клуба и правила судейства. Кроме того, клуб основал Племенную Книгу, предложив регистрировать в ней всех собак, участвовавших в публичных забегах, отмечая их клички, описание, происхождение и имена владельцев.
Точка четвертая. Стандарт.
Как мы уже видели, первые, достаточно подробные описания грейхаунда появились еще на рубеже XIV-XV веков. Но, понятно, что стандарты в том виде, в котором мы их понимаем, никак не могли возникнуть раньше собачьих выставок (первая была проведена в 1859г, в Ньюкастле), и организаций, которые проведение выставок регулировали. Одним из судей на этой, самой первой, выставке был д-р Джон Генри Уэлш, более известный под псевдонимом Стоунхендж. Стоунхендж был не только отцом самого понятия стандарта породы собак, но и любителем и знатоком грейхаундов. Он первым постарался упорядочить в своих книгах («Собаки Британских островов» и «Грейхаунд») описания идеального грейхаунда и некоторые из пунктов его работы не потеряли
актуальность до сих пор.
Парадоксально, но первый официальный стандарт грейхаунда появился вовсе не в Англии, а в США. Он был написан вскоре после создания в 1907г Американского Грейхаунд Клуба, и, по сути, являлся сжатой версией описания Стоунхенджа. Он существует практически в неизменном виде и поныне.
Современный британский стандарт был создан гораздо позже американского. В 1946г был создан Грейхаунд Клуб, одной из целей которого и было написание стандарта. Однако процесс согласования и доработки проекта длился довольно долго, и лишь через 5 лет, в 1951 году, стандарт был наконец опубликован. За 60 лет он менялся три раза. Сначала была добавлена глава о характеристиках, затем, в 80-е годы, он был существенно переработан по настоянию Кеннель Клуба, желавшего подвести стандарты на все породы под одну схему. Затем, уже в наши дни, после скандального фильма ВВС, Кеннель Клуб снова решил пересмотреть свои стандарты и внести изменения, препятствующие поощрению на выставках собак, обладающий гипертрофированными признаками. Попал под эти нововведения и стандарт грейхаунда. К счастью, изменения оказались незначительными – в главе «Общий вид» формулировка «изогнутая поясница» была заменена на «слегка изогнутая поясница». Изменение небольшое, однако, лично мне оно кажется несколько надуманным – на данный момент среди призеров более или менее крупных выставок не встретишь собак с тенденцией к горбатости. Скорее наоборот.
Таким образом, как не крути, грейхаунд является одной из старейших европейских пород. Но все это - и мифы, и бестиарии, и придворная живопись - дела давно минувших дней. ХХ век сыграл с грейхаундом злую шутку. Символ аристократии стал символом индустрии азартных развлечений и легкой наживы. Легендарный герой – объектом легковесных развлекательных телевизионных репортажей, размещенных где-то между спортивными новостями и прогнозом погоды. Однажды появившись, кинодромы множились в огромных количествах, а вместе с ними множилось и количество питомников и получаемых в них пометов. И, конечно, это не могло идти на пользу породе и большинству ее представителей. Чисто утилитарный подход не оставил места ни для эстетики, ни для жалости. Любая инвестиция должна была приносить существенный доход в очень короткий срок! А затем собаки часто просто уничтожались, как списанный инвентарь. Хотя, кому-то и повезло стать национальным героем. Такие клички, как Mick The Miller, Future Cutlet, Ballynennan Moon были известны большинству подданных Британской короны. Но было ли это нужно породе? Дешевая популярность дорогой ценой?
Теперь грейхаунд – не герой бестиариев, а грейпфрутовый сок с водкой или фирма автобусных перевозок, и его силуэт украшает не родовые гербы, а сигаретные пачки и джинсовые лейблы.
И еще. Если в течение многих веков владельцев грейхаундов (как и прочих собак борзых пород) интересовала не только и не столько результативность скачки, но и ее красота, равно как и красота самих собак - функция не противоречила эстетике. ХХ
век разделил любителей породы, а затем и саму породу на две неравные части: грейхаунд как бизнес и грейхаунд как хобби. Произведение искусства, покрытое вековой благородной патиной и пластиковый новодел – разные вещи, но и то и другое имеют своих поклонников.
Большую часть заводчиков и владельцев (скорее пользователей) интересовали лишь скоростные качества, способность побеждать, а значит зарабатывать деньги. Много денег! И их абсолютно не интересовала никакая эстетика. Да и какая может быть эстетика у «машинки для печатанья денег»? Внешние формы часто мало влияют на способность собаки развивать предельную скорость на относительно короткой и ровной дистанции, а потому отбор по экстерьеру при разведении беговых грейхаундов не проводился.
И лишь очень незначительное количество заводчиков разводило грейхаундов ради их красоты, ради элегантности, аристократизма и благородных пропорций, а также, ради приятного времяпрепровождения на собачьих выставках. И хотя успех сопутствовал породе на выставках, популярными шоу-собаками они не стали. Как мне кажется, именно бизнес-слава помешала.
С другой стороны, в наше время выставки также все больше и больше становятся шоу-бизнесом, пусть и не всегда доходным, переставая быть хобби. Все чаще заводчики стремятся получить собак не столько стандартных, отвечающих духу и букве породы, но собак понятных обывателю, т.е. судье-олраундеру, а значит способных выигрывать Best-in-show. Кто бы спорил, выигрывать Бесты приятно, но совсем не хотелось бы, чтобы этот высший титул становился самоцелью. Уже не одну породу этот путь привел на грань вырождения. И лишь здравый смысл, чувство юмора и чувство меры поможет вовремя свернуть. Очень надеюсь, что эти качества сохраняться не только у собак породы грейхаунд, но и у их заводчиков.
Н. Освенская