Теринка.
Все лето 97 года мы безуспешно пытались объяснить главе нашей семьи, что без щенка дирхаунда наша стая, состоящая из 5 псов (три волкодава и две таксы), выглядит некомплектной. «Еще одна собака – только через мой труп!» - отвечал глава семьи. За это время заводчица, у которой мы присмотрели дирхаундью девочку, распродала всех щенков, но мы продолжали надеяться и плели интриги, т.к. всякая глава (в том числе и семьи) сидит на чьей-то шее. И когда от подруги пришло предложение: «Ты мне сделаешь проект участка, а я тебе подложу того щеночка под рождественскую елку», заговорщики возбужденно согласились. Ну не выкинет же он рождественский подарок. Глава семьи весело посвистывал и был горд своим авторитетом. Мы тоже посвистывали и жили беспечно до того момента, когда зазвонил телефон: «Тут тебя ждет кто-то лохматенький, приезжай!». Но глава семьи твердо стоял на своем. «Надеюсь, что вы понимаете, какой тут будет погром!», в который раз изрекал папочка. Однако, мы его слова расценили как капитуляцию, тем более, что вскоре он уехал на 4 дня. И вот я еду за «лохматеньким».
Честно сказать, я ожидала бурного приветствия, к которым давно привыкла с волкодавами, однако ничего подобного не последовало. Некрупное кудлатое создание, с гигантскими лапами, острой мордой и настороженными ушами, лишь внимательно меня осмотрело и залезло под батарею. На коленях я подползла к батарее и ласково проворковала: «Ты моя девочка…». Щенок лишь хмыкнул и посмотрел на меня с отвращением.
Получив массу рекомендаций, а также уведомление, что щенок переименован с великосветского Infant Terrible (Ужасное дитя) в чешскую Теринку, мы уложили ее светлость в машину и поехали домой. Дети были потрясены новым членом семьи. Новый же член семьи был потрясен только нашими псами. Люди ему были явно не нужны. С самого появления в доме, ее светлость вела себя так, что было понятно, что если мы будем себя хорошо вести, то она подаст нам лапу для поцелуя, но не больше. Младенец-волкодав страстно крутил бы хвостом, но это… После ужина улеглась с гордо поднятой головой и стала наблюдать за происходящим. Когда же мы перешли в другую комнату, то пошла за нами и, опять улегшись в позе сфинкса, продолжала наблюдения. Общаться с нами отказалась, но и страха не выказывала. Казалось, что она воспринимает нас как экспонаты некоего музея, предназначенные для тщательного наблюдения, и пока не будет уверена в своих выводах, эмоций мы не достойны. А мы то надеялись, что когда папочка вернется из командировки, дома будет обаятельный, воспитанный, игривый щенок, который сразу завоюет его сердце. Вместо этого у нас дома обосновалось нечто, больше напоминающее помесь ревизионной комиссии и испанской инквизиции. Однако мы еще не знали, что такое дирхаунд, и должны были пережить новые потрясения.
И вот хлопнувшая дверь возвестила возвращение главы семьи. Дети, схватив Теринку, укрыли ее в спальне. Папочка же спокойно сел в кресло и развернул газету. Переворачивая страницу, он заметил, что на него смотрит лохматое чудовище.
- Я так и думал, - застонал он, но именно в этот момент Теринка начала действовать по-дирхаундски. Она вскочила царю природы на колени и начала страстно тереться об него, томно при этом вздыхая. Отец потерял дар речи, а мы таращились на нее, не веря своим глазам. Мы ее так ублажали, а она даже хвостом не вильнула! А тот, кто так страстно ее не хотел, стал теперь центром ее внимания. Между тем папочка почесал ее за ушами и молвил:
- По крайней мере, выглядит она неплохо.
И только тут она завиляла хвостом. Так началась наша жизнь с дирхаундом.
Стандарт породы – основа всего.
Поведение: дирхаунд - мирный и ласковый, послушный и легко обучаемый, старающийся угодить хозяину. Спокойный и доброжелательный, никогда не бывает нервным, агрессивным или пугливым. Ведет себя с достоинством и уравновешенно.
Думая, что стоит прокомментировать некоторые пункты данной идеальной характеристики, являющейся вводной частью стандарта. У человека, прочитавшего эту часть, может сложиться впечатление, что нет собаки лучше дирхаунда.
Пункт 1. «Дирхаунд мирный и ласковый». В самом начале Теринка и впрямь проявляла себя очень тихой, однако потом она освоилась и, хотя нас это обрадовало, возникли и новые проблемы.
Пункт 2. «Послушный и легко обучаемый». Наш папочка, после первого знакомства с дирхаундом обозвал его «бронтозавром», уверяя, что тот имел такую же микроскопическую головенку и полное отсутствие в ней мозгов. Дочь наша Ханка, обидевшись за Теринку, обещала доказать обратное. И хотя это явно было непросто, да и заводчики уверяли, что дирхаунд – отнюдь не овчарка, но уж если Ханка уперлась, то, как правило, своего добьется. С карманами, полными печенья, она начала обучать щенка основам послушания. Начали они с команды «ко мне». Теринка печенье любила и любит, но она всегда безошибочно знала, когда его запасы иссякали или когда ее собираются брать на поводок. В этот момент она слепла и глохла, и мы видели лишь удаляющееся пятно. Что делать, «борзая – не овчарка», вспоминали мы, ожидая, пока она не нагуляется. Прогулки частенько казались бесконечными. Все решилось совершенно случайно. Теринка, в общем, неплохо выполняла команды, но у Ханки не было времени и она позвала собаку, держа в одной руке печенье, а другую, с поводком, пряча за спину.
- Ха, предательство! – догадалась Теринка, заметив поводок, и, развернувшись, побежала в поле, не обращая внимания на зовущую ее девочку. Ханка же, полная справедливого гнева на вероломную псину, использовала старый проверенный трюк – развернулась и пошла домой. Примерно на середине пути она почувствовала в руке холодный нос. Теринка с извинениями вертела хвостом. С той поры было достаточно сказать: «Домой!», и прогулка на этом заканчивалась, и все спокойно шли домой. Что подтверждает, что дирхаунд, конечно, не овчарка, но умный, как овчарка, и воспитывать его можно теми же методами, что и других собак.
Воодушевленные первым успехом, мы продолжили дрессировку. На очереди была команда «сидеть». На этот раз Теринка молниеносно поняла, чего от нее хотят, и уже на другой день мы гордо рассказывали отцу, что достаточно взять печенье, и Теринка сядет. Но дирхаунд не был бы дирхаундом, если бы не истолковал все по-своему. На прогулке нас с Ханкой ожидал сюрприз. Собака уселась посреди поля и наотрез отказалась куда-либо двигаться. Лишь сладкое печенье смогло сдвинуть ее с места. Таким образом, сами того не желая, мы подтвердили ее гипотезу: «Хочу печенье? Элементарно! Достаточно сесть и печенье само прибежит!». А вот мы не сразу поняли, что на самом деле происходит, и еще больше времени потребовалось на то, чтобы объяснить Теринке, что это мы ее дрессируем, а не она нас.
Пункт 3. «хочет угодить…»
- Вот видишь, Теринка, опять ничего не убрали! – стою я в детской. Гонза сильно спешил, поэтому по всей комнате раскиданы тапки, книжки и прочие вещи.
- Я от этого с ума сойду, - продолжаю я жаловаться. Теринка с интересом наблюдает, и в голове у нее зреет решение.
- Ты, глупое чудовище, где мой ботинок?! – раздался поутру гневный вопль главы семьи. Собака сидела на своем месте со страшно удивленным видом.
Но отец уже домчался до парника, соседствовавшего с собачьим выгулом, и внимательно разглядывал перекопанную землю. Так и есть, в углу виднелись шнурки. Вместо того, чтобы восхититься, как такая маленькая зверушку смогла донести и закопать ботинок 46 размера, он выдернул обувку и, вытряхнув из него землю, умчался на работу. На все его возможные упреки можно было легко возразить: «А почему ботинки были брошены в прихожей, а не поставлены на тумбочку?». Вскоре и у детей начали пропадать вещи. Все что плохо лежало, Теринка уносила на свое место или надежно прятала, иногда предварительно разжевав. Так мы лишились нескольких пар тапок, пульта к телевизору и т.д., но в целом ее влияние на порядок в доме можно оценить положительно.
Пункт 4. «Спокойный и доброжелательный». Эта часть характеристики верна лишь в том случае, если вы соблюдаете свои обязательства и не делаете ничего недозволенного. Например, нельзя одевать дирхаунду намордник, даже легкий беговой. Иначе он будет очень и очень нервным. Терика с этой штукой на носу застывает, категорически отказываясь тронуться с места. Нельзя сказать, что при этом она неспокойна, агрессивна или испугана, она просто разъярена и оскорблена до глубины души. Проблема в том, что нельзя выставлять собаку на бега без намордника. С другой стороны, представьте себе, перед магазином вы облекаете пса в намордник и идете куда хотите. Владельцы служебных собак просто сохнут от зависти. Но что же делать с бегами???
Пункт 5. «Ведет себя с достоинством и уравновешенно».
- Кто это сделал?!! – кричу я, полностью потеряв самообладание, размахивая при этом чем-то, что еще утром было моей туфлей. Теринка знает свой стандарт и с достойным и уравновешенным видом сидит на своей подстилке и глазом не ведет.
- Удивляюсь, что ты так шумишь из-за какой-то жалкой туфли. Вместо того, чтобы радоваться, что у тебя есть я, а туфля съедена не полностью. В конце концов, осталась же вторая.
Ситуация повторяется на участке у выкопанных рододендронов, сожранных нарциссов – хозяйка на грани нервного срыва, а девица-дирхаунд с ледяным спокойствием английской леди созерцает совершенно необъяснимое и недостойное поведение царя природы. Может быть потому, что нам никто еще стандарта не придумал?
Проблемы правильного питания.
С удовольствием вспоминаю лекцию о правильном питании для начинающих владельцев диров и волкодавов. Мы долго слушали о содержании в кормах протеинов, жиров, витаминов и т.д., а потом один новоиспеченный владелец худющего волкодава задал вопрос: « Что делать, если собака не жрет?». И тут развернулась бурная дискуссия, во время которой новички узнали, что беременная сука лучше всего ест свиные отбивные и свежие колбаски, молодому псу лучше давать рулетики с фаршем, а недавно появившегося в доме щенка лучше кормить курицей-гриль.
И вот я удивленно таращу глаза на пустую миску, в которой совсем недавно лежала квашеная капуста. Свиная колбаса лежит рядом нетронутой. Теринка сидит рядом и задумчиво облизывает усы. «Ворую, не ворую, - размышляет она, - мне бы такую вкуснотищу никогда не дали, пичкают вечно несъедобными гранулами…».
Я же, как «контуженый наукой» владелец, прихожу к выводу, что наша малышка страдает возрастным авитаминозом. Но я же даю ей «супер-гранулы». Видимо, нужно добавить витамин С. Но книги предупреждают, что передозировка может быть опасна. Тогда используем витамины в натуральном виде.
- Теринка, на, - соблазняю я ее, откусывая мандарин, - смотри, я тоже ем!
Теринка внимательно смотрит, потом пробует и … ест! Мандарин, грейпфрут, лимон, перец – все исчезает в собачей пасти. Ну вот, теперь все будет в порядке. У меня умная собака, сама знает, что ей нужно и что такое правильное питание. Я удовлетворена и иду рассказывать об этом домашним. И тут из кухни доносится звук падающего предмета и чавканье. А где Теринка? Бегу обратно на кухню. Забыла закрыть кладовку, и… На полу растекается яичный ликер. Ну и чего ей не хватало теперь?
Разведение. Теринка взрослеет.
Из щенка у нас постепенно вырастает дама. Пришло время, когда впервые в жизни у нее появляются мысли не только о хулиганстве. От разных заводчиков я слышала, что суки дирхаунда текут раз в год, и в это время абсолютно неприступны. Все потенциальные кавалеры терпят неудачу, а щеночки часто рождаются «из пробирки».
Я очень надеюсь, что все так и будет. С первой, весьма невыразительной, течки прошло 11 месяцев и такс Андик начал проявлять интерес к своей тощей подруге. И, хотя опытный отец нескольких пометов – волкодав Бенджи пока никак не реагирует, все говорит о том, что приближается время любви. Как это будет теперь?
Через 14 дней после первого сигнала Анди, девица начинает течь по-настоящему. Бенджи, всегда страстный любовник, остается по-прежнему спокоен, зато с Теринкой начинают происходить диковинные вещи. Со своими суками-волкодавами я привыкла к течкам «как по писанному»: 10 дней спокойных, потом нужно внимательно следить за дамой дня четыре, а потом уже сама дама ясно показывает всем заинтересованным господам, что в них не нуждается. Теринка совсем другая. Уже на седьмой день она привела своего первого воздыхателя – кавказского овчара Эндора. Радостно крутится у него перед носом, когда же ей кажется, что его интерес утихает, немного ждет и опять демонстрирует свой танец. Когда же кавалер окончательно потеряет голову, выскальзывает из его объятий и уносится в поле. Эндор, сходя с ума от любви, за ней. К моему глубочайшему удивлению, все это оставляет Бенджи абсолютно равнодушным. Пока вылавливаю сучку в полях (кабы чего не вышло), утешаюсь тем, что Бенджи Теринкой похоже интересоваться не будет, и хоть дома будет покой. На следующий день все повторилось, с той разницей, что на этот раз жертвой стал дратхаар Джерик. Через день – пожилой пекинес. Этому Теринка сначала села на голову, чтобы он полностью проникся ее привлекательностью, а потом улеглась перед ним на землю и ползала на брюхе, как вышколенная немецкая овчарка. Достопочтенный потомок священных псов китайских императоров полностью забыл о своем достоинстве и с выпученными глазами и высунутым языком следовал за своей избранницей. Нам становилось все сложнее хранить незапятнанной честь нашей сучки, когда она сама изо всех сил старалась стать родоначальницей новой породы. В пятницу нас галантно провожал домой немецкий овчар. Теринка, несколько дней гуляющая только на поводке, кидает на него кокетливые взоры, я же стараюсь его отогнать. Воздыхатель категорически не желает уходить, а тут еще с другой стороны приближается американский кокер Ози с далматином Сорбоном. Я уже прибываю в растеренности, но в этот момент распахивается наша дверь и важно выходит Бенджи. Теринка нежно целует его в ухо. Бенджи ее обнюхивает, затем поднимает голову и, оглядевшись вокруг, с львиным ревом прыгает на улицу. Улица пуста.
- Молодец, Бенечка, - хвалю я пса, но он меня не слышит и не видит. Как мне знаком этот отсутствующий взгляд!
- Боже, Бенджи, только не ты!
Но любовь – страшная сила. Тем более, когда возлюбленная Теринка ждет его с кокетливо склоненной головой, а затем уносится на участок. Бенджи за ней. Я, конечно, тоже.
Что тут можно добавить? Прошло 10 дней, в течении которых Бенджи не спал и не ел, а Андик все ночи напролет пел любовные песни, старался тяпнуть конкурента, и все за один взгляд их общей любви. Теринка изобретала головоломные трюки, пытаясь с ними соединиться, желательно с обоими, т.к. выбрать кого-то одного она не могла и не хотела.
В конце концов, мы все это как-то пережили, хоть у меня и прибавилось седых волос. Но если у Теринки когда-то будут щенки, то как я смогу продать их ничего не подозревающим людям, делая из них новые жертвы подобных «гремлинов»? Или найдется среди вас такой герой, который захочет завести у себя Теринкиного щенка?
Эва Воборникова.
Перевод М. Становой