Когда и как Вы начали разводить левреток, и откуда происходит название вашего питомника?
Я купила свою первую борзую, суку афгана, в 1968 году. В 1969 году я выбрала по совету своего заводчика приставку, звучание которой отлично подходило породе. Вот так то! В 72 или 73 году (точно не помню) я стала членом Клуба Левреток, а Manon D`Authon, изабелловая сука, появилась в моем доме в 1976. Первый помет левреток я получила в 1978, 20 лет назад! С того момента, как я впервые увидела породу, я поняла, что это собака моей жизни. Маленькие размеры тут не при чем, мне важнее сочетание силы личности и интеллигентности. Я очарована фантазией левреток, думаю, что с ними невозможно соскучиться.
Что Вы можете сказать об ваших собаках-основателях и тех, кого вы считаете наиболее важными для вашего поголовья? Есть ли у Вас свои предпочтения; кто для Вас является лучшим?
Я купила своего первого кобеля, Pally de Montcineyre, и он имел недостаток, который я из-за отсутствия опыта не заметила – он был низкопередым. Его использование было моей серьезной ошибкой, и я поняла, что это тот недостаток, который невозможно искоренить. Единственной возможностью исправить положение было исключение его потомков из племенной программы. Я начала сначала на новой базе, и мне повезло, так как в одно и тоже время использовались два великих производителя: Ulrik du Vallon de la Renardiere и Tigre Noir du Manoir des Ombreuses. Ulrik был величайшим производителем после Cupido Springinsfeld. Независимо от качества сук, он был улучшателем, четко передающим свой тип.
Tigre Noir был, по преимуществу, отцом отличных сук. Он не дал кобелей своего уровня, но его дочери стали основой многих современных линий.
Сукой, определившей и определяющей мой питомник, была Sophia des Pitchoun Diables. От вязки с Tigre Noir она дала мне Une Peche de Shirkan, от которой произошли почти все представители моего современного разведения, от Belle Bressane de Shirkan до ее сестры, Vilhelmina de Shirkan, чья дочь Froufrou живет сейчас в Италии, в питомнике Vertragus. Брат Froufrou, Coconuts, дал мне отличных потомков, в частности его внук Figaro de Shirkan сам по себе является отличным производителем.
Vertragus Pietro был до своей безвременной гибели одним из лучших производителей во Франции. Он дал чемпионов во многих питомниках. Наиболее известным в моем собственном питомники является Lavigna de Shirkan, Чемпионка Европы, ставшая в течении одного1997года чемпионкой по рабочим качествам, красоте и выигравшая BIS в Париже. Она является также чемпионкой Люксембурга. Я не хочу сильно затягивать список, т.к. за 20 лет можно встретить много классных собак, но вышеперечисленные, несомненно, являются наиболее важными из них.
Каков Ваш идеал левретки?
Я думаю, что только одно слово характеризует левретку – баланс. Я имею ввиду как физический, так и психический баланс. 20 лет назад собаки были гораздо более нервными и слабыми. Заводчики проделали большую работу по укреплению и стабилизации породы. Сегодня вы редко встретите маленьких и тонких созданий, сидящих на ручках у хозяев и травмирующихся каждый раз, как они оттуда спрыгнут. Мои собаки обладают выраженными охотничьими инстинктами. Меня поражает, что одна и та же собака спит, грациозно свернувшись на софе, и азартно скачет при любой возможности.
На что Вы смотрите при внесении новых кровей?
Если я планирую вязку заграницей, я обычно ищу то, чего не хватает моему поголовью. Однако всегда существует опасность при выходе за пределы свой линии, т.к. бывает очень сложно понять, что же делается за пределами питомника. Так что я действительно очень осторожна при выборе кобелей. Иногда я стараюсь комбинировать фенотип с генотипом, и … иногда это удается.
Как Вы относитесь к инбридингу, лайнбридингу и кроссу?
Какая обширная тема! Во-первых, надо хорошо понимать свою линию и знать ее скрытые проблемы. Для того, чтобы их выявить, лучше всего подходит инбридинг. Затем, по его результатам, вы должны произвести отбор! Если вы имеете здоровое поголовье, то у вас хорошая база для работы и вы, без сомнения, можете работать линейно. Гораздо сложнее выйти за пределы линии, но вам придется это делать, не сегодня, так завтра!
Теперь мы возвращаемся к тому, что я сказала в предыдущем вопросе. Я имела опыт почти всех инбредных вязок: отец-дочь, мать-сын, деды-внуки, полубратья-полусестры. И, конечно, я имела разные результаты. Нет волшебного рецепта! Разведение - это скорее алхимия! Иногда я чувствую, что должно быть сделано одно, а не другое, но при этом у меня нет определенного резона. Хотя, в большинстве случаев, интуиция работает лучше всего. Я много раз наблюдала, как собаки, проданные в другие питомники, никогда не дают щенков того же уровня, как их братья и сестры, используемые у меня. Я могу объяснить каждую родословную и дать совет по вязкам, но где гарантии, что это сработает?
Вы не можете знать результат, если вы до этого не попробовали. Иногда он плох и вы остаетесь ни с чем, но начинаете снова. Разрешите, я открою вам свою тайну: получая помет, вы имеете две возможности. В первом случае вам улыбнется удача, и все будет хорошо, во втором вам не повезет, и у щенков будет множество дефектов. Каким вы видите следующий помет? В первом случае вы, скорее всего, повторите комбинацию. Но теперь обнаружите у щенков массу проблем. Во втором вы будете избегать подобных комбинаций. Вы не правы, так как следующий раз может оказаться удачным! Я это знаю, потому что пробовала! Мы все занимаемся колдовством, и тот, кто утверждает, что все знает, просто хвастун. Все это дело везения и опыта!
Когда Вы обычно выбираете щенков?
Как правило при рождении, а потом смотрю, как они растут, чтобы понять права я или нет, примерно до 7-8 недель. Конечно, есть вероятность, что позже появятся проблемы с зубами и ростом у кобелей. Неразумно выбирать кобелей до 6 месяцев. С суками проще, так как у них большой рост – нечасто встречаемый признак.
Каковы наиболее распространенные недостатки в породе?
К счастью, мы занимаемся породой без генетических дефектов. Однако есть пороки, оговоренные в стандарте: размер, зубы, семенники. Встречается алопеция ослабленного окраса, но если смешивать окрасы, как я это обычно делаю, то проблема будет менее выраженной. Большие белые отметины легко убрать, мы имеем «разноцветные» линии, и не особо забочусь об этом. Отсутствие зубов встречается редко, равно как и крипторхизм. На протяжении многих лет у нас остается одна основная проблема – рост кобелей. Есть ли решение? В настоящее время мне везет, и я имею маленьких племенных кобелей, передающих свой рост. Как долго это будет продолжаться? Кто знает!
Что бы Вы могли нам посоветовать как заводчик и как эксперт?
В рингах я вижу много попыток лучше представить левреток, и это позитивный факт, т.к. гораздо легче оценить собаку, когда ее держат в стойке. Я помню времена, когда вы подходили к левретке, а она «улетала». И надо было ловить момент, когда линии верха были правильными. Теперь левреток выставляют, как уиппетов, и это большой прогресс.
Другой проблемой является то, что сложно удлинить хвост без удлинения всего остального. А если вы удлиняете спину, то нарушаете углы, и собака начинает слишком высоко поднимать задние ноги. И тут мы опять возвращаемся к волшебному слову «БАЛАНС».
Интервью у Эвелины Дьяквенод взял Альдо Черлетти.
Перевод Н.Освенской.